Ассоциация "Попечительский совет"

Стажировочный площадка по ГОУ ДОО

Сведения об обращении граждан

Приёмная руководителя

Архив

Гендерное воспитание дошкольников 3-4 лет через использование художественной литературы

 

ребенок и книга
Из опыта работы педагога.

Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Самой актуальной проблемой на современном этапе является проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, его полоролевой дифференциации.

Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, то есть уверенность в себе, определенность установок, благополучного отношения в семье.

Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определенные Федеральными Государственными Требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или» мальчик», а когда вырастет будет «женщиной» или «мужчиной».

Если основы модели поведения не будут заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по гендерному воспитанию дошкольников, я пришла к выводу, что работу по данной проблеме можно реализовывать использую художественную литературу.
Восприятие ребенком произведений художественной литературы в педагогике можно рассматривать как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Литература, в том числе художественные произведения для детей, как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
Как ярким примером взаимосвязи полоролевого поведения самоопределения дошкольника и художественной литературы, я ссылаюсь на книгу Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» и на ее основе организую работу по гендерному воспитанию дошкольников через чтение художественной литературы в средней группе ДОУ.
Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников мною была подобрана художественная литература (в частности сказки), рекомендованная для дошкольников 4-5 лет, которую я разделила на три группы:
• «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж;
• «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола;
• «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.


Большую роль в полоролевом воспитании имеет знакомство ребенка со сказками. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания играют все сказки и народные, и авторские и дидактические. Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки.
Роль сказки как одного из средств гендерного воспитания дошкольников неоценима. При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Конечно, выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.

Таким образом, художественная литература может выступить средством гендерного воспитания дошкольников и способствовать освоению навыков полоролевого поведения.



 

Последние новости

Итоговый педагогический совет за 2018-2019уч.год

Уважаемые родители!По итогам учебного года наши педагоги предлагают Вам познакомиться в дистанционной форме с результатами работыОтчеты педагогов по итогам 2018-2019 уч.года

05 Июн 2019 Хиты:101 Новости

Подробнее

Итоги разноцветной недели 2019г

{igallery id="4142" cid="379" pid="1" type="classic" children="1" showmenu="1" tags="" limit="50"}

05 Июн 2019 Хиты:68 Новости

Подробнее

Итоги родительского собрания 2019года.

Уважаемые родители! Благодарим Вас, что Вы пришли на родительское собрание.Открытые занятия педагогов и узких специалистов Вы сможете просмотреть, пройдя по ссылкеОткрытые занятия 2018-2019 уч.годаОткрытые занятия 2018-2019 уч.года. Часть2

05 Июн 2019 Хиты:79 Новости

Подробнее

Итоговое родительское собрание 2019г

Уважаемые родители!Приглашаем Вас на итоговое родительское собрание «Мое лучшее занятие»Для вас:Открытое занятие с детьмиВы сможете увидеть открытое занятие с вашими детками при поддержке воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре...

13 Май 2019 Хиты:143 Новости

Подробнее

Создание лидирующих сайтов для бизнеса
студия Циколия