Ассоциация "Попечительский совет"
Стажировочный площадка по ГОУ ДОО
Сведения об обращении граждан
Приёмная руководителя
Архив
Учим звуки. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков С, Сь, З, Зь, Ц. |
| Печать | |
При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха, образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. При произнесении мягкого звука С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого С, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким. При артикуляции звуков З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют. При произнесении звука Ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при С), который звучит очень кратко. Звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Артикуляционные упражнения"Лепешка" "Сделать язык широким" "Загнать мяч в ворота" "Кто дальше загонит мяч?" "Почистим зубы" "Кошка сердится" "Катушка" "Прятки" "Подуть через соломинку"
"Лепешка" Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. . Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
"Сделать язык широким" Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Лепешка". "Загнать мяч в ворота" Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий перед ребенком на столе, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щеки, загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
"Кто дальше загонит мяч?" Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
"Почистим зубы" Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх, затем сверху вниз. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
"Кошка сердится" Цель: отрабатывать умение выгибать спинку языка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык. Язык не должен высовываться изо рта, когда он выгнут. Следить, чтобы язык не просто лежал ровно во рту, а был поднят в средней его части. Следить, чтобы язык был широким.
"Катушка" Цель: учить удерживать выгнутый язык в полости рта. Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык вверх, двигать средней частью языка вперед-назад (катушка катается). Следить, чтобы кончик языка был прижат к основанию нижних зубов, когда двигается средняя часть языка вперед-назад, чтобы не отрывался от зубов.
"Прятки" Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижние зубы и удерживать так под счет до 3-х, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов и удерживать так под счет до 3-х. Повторить упражнение 7 раз. Следить, чтобы язык лежал не на нижней губе, а на кончиках нижних зубов. Следить, чтобы передний край языка был прижат к передним резцам с внутренней стороны, когда язык прячется за зубы.
«Язык перешагивает через зубы». Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
«Подуть через соломинку» Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны. |
Последние новости
Итоговое родительское собрание 2019г
Уважаемые родители!Приглашаем Вас на итоговое родительское собрание «Мое лучшее занятие»Для вас:Открытое занятие с детьмиВы сможете увидеть открытое занятие с вашими детками при поддержке воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре...
13 Май 2019 Хиты:42 Новости
ПодробнееПобеда во Всероссийском конкурсе Л.В. Выготского
Поздравляем Ткаченко Марию Алексеевну, воспитателя - эколога с победой!Макарова В.А.Председатель МОО «Ресурсный социально-правовой центр», координатор Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского по ЮФО и СКФО.  Рыбаков Фонд благодарит всех участников конкурса из...
13 Май 2019 Хиты:23 Новости
ПодробнееУ нас в гостях делегация из Санкт-Петербурга!
26 апреля 2019г. мы приняли делегацию руководителей образовательных учреждений и администрации Ломоносовского района г.Санкт-Петербурга.Мы представили опыт работы учреждения по инновационным проектам МОУОбменялись оптом работы в профсоюзном направлении работы учреждений.
30 Апр 2019 Хиты:62 Новости
ПодробнееОткрылся в Волгограде центр по оказанию помощи детям с ОВЗ
Информация о центре.
20 Фев 2019 Хиты:188 Новости
Подробнее