Ассоциация "Попечительский совет"

Стажировочная площадка по ГОУ

Сведения об обращении граждан

Приёмная руководителя

Архив

Лечебное плавание

| Печать |  E-mail

 

лечебное плавание

Элементы синхронного плавания сочетают закаливающее действие воды и физическую нагрузку.

При проблемах с позвоночником они имеют огромное преимущество перед всеми остальными видами спорта, так как в воде тело находится в невесомости и мышцы могут полностью расслабиться. На суше для уменьшения гравитационных нагрузок на позвоночник используют упражнения, в исходном положении лежа, но при движениях все равно опора на позвоночник и полностью разгрузить его не удается. В воде нагрузки на позвоночник минимальны. В процессе плавания создаются благоприятные условия для исправления нарушений осанки и деформаций позвоночника. Это позволило разработать специальное направление – лечебное плавание.

 

Элементы синхронного плавания в детском саду нацелены на коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, повышение тонуса мышц-разгибателей позвоночника, брюшного пресса, а также улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы.

 

Общие задачи:

1. Нормализовать трофические процессы.

2. Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника.

3. Способствовать правильному взаиморасположению частей тела.

4. Выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности. Плавание рекомендовано всем детям с нарушением осанки, так как это – средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхностей туловища и бедер.

Занятия с использованием средств синхронного плавания могут проводиться в бассейнах детских дошкольных учреждений. Они проводятся 2-3 раза в неделю, для того чтобы у ребенка начал формироваться правильный динамический стереотип.

При нарушении осанки в подготовительном периоде (длительностью 1-2 недели) используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений на суше и очень легкими упражнениями в воде. В это время создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. Основной период длится 4 недели, а заключительный период (1-2 недели) направлен на совершенствование навыка правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упраж-нений (на суше и в воде). На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения: лежа на спине, животе и боку. Через каждые 2-3 недели за-нятий обновляется 20-30% упражнений. Для дошкольников составляется программа по освоению элементов синхронного плавания.

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Плавание противопоказано в случаях нестабильности позвоночника с разницей между углом искривления в положении лежа и стоя (по данным рентгенографии) более 10 – 15°. При этом учитывается опасность вредного для детей увеличения амплитуды движений позвоночника в водной среде. Плавание может 15 быть разрешено детям лишь при признаках восстановления нарушенной компенсации процесса (стабильность и равновесие позвоночника, сила и тонус мышц спины и живота).

 

СРЕДСТВА СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ

Основные средства синхронного плавания, используемые при нарушении осанки у детей – физические упражнения (на суше и в воде).

Для овладения двигательными действиями в программу вводятся дополнительные задания:

1. Выявление и учет наиболее типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении элементов, для включения в учебные задания специальных упраж-нений, предупреждающих эти ошибки.

2. Активизация работы по развитию и обогащению словарного запаса.

3. Описание положения всех основных частей тела в технике выполнения упражнений для более конкретной информации ребенку.

4. Включение упражнений для ориентировки в воде.

5. Выяснение знаний детьми об особенностях воды, о глубине и размерах бассейна.

6. Определение специальных мер безопасности при выполнении каждого учебного задания.

7. Рассказ ребенка о разучиваемом движении и показ на суше с помощью средств наглядной информации.

8. Создание представления о разучиваемом движении, положении тела человека в воде.

9. Увеличение (в некоторых случаях) количества упражнений в сериях учебных заданий с целью создания более четких представлений о разучиваемом движении.

 

Физические упражнения – ведущее средство коррекции нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются из различных исходных положений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Физические упражнения подбираются в соответствии с видом нарушения осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию имеющегося нарушения осанки, называются корригирующими (или специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта.

 

Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения.

1. Симметричные упражнения. При выполнении данных упражнений сохра-няется срединное положение линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает то-нус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая на-пряженные мышцы и напрягая ослабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Это упражнения в исходном положении лежа на спи-не, животе без отягощения и с отягощением для мышц спины и брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например: - лежа на спине, руки за голову, согнуть и подтянуть ноги к груди; - лежа на животе, приподнять туловище и выполнять движение руками как при плавании брассом; - лежа на спине, ноги согнуты и стоят на полу, руки вдоль туловища. При-подняв туловище, коснуться руками коленей.

2. Асимметричные упражнения способствуют выравниванию остистых отро-стков в срединное положение. Чаще используются при сколиозе и требуют вы-сокого профессионализма при подборе. При нарушении осанки во фронтальной плоскости в грудном отделе изменяется исходное положение верхних и нижних конечностей, придавая телу асимметричное положение.

Например: - асимметричная осанка с приподнятым правым надплечьем – левая рука подни-мается вверх или за голову, и ребенок выполняет упражнение «велосипед» в по-ложении лежа на спине; - лежа на животе, левая рука вверх, правая вдоль туловища, приподнять ту-ловище, прогнуться и вернуться в исходное положение; - лежа на спине, левая рука за голову, правая вдоль туловища – сгибание 17 ног в тазобедренном суставе до угла 90.. В практической работе с детьми дошкольного возраста преобладают симметричные упражнения. К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения, направленные на укрепление мышц передней и задней поверхностей бедра, уп-ражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и туловища (при увеличенных физиологических изгибах), растягивание мышц спины (при умень-шении физиологических изгибов). На занятиях обязательно чередуются ОРУ, дыхательные упражнения, специальные упражнения, упражнения на расслабление.

 

МЕТОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Для комплектования групп обязательно учитывается вид нарушения осанки и возраст ребенка. Так, для дошкольников возрастной шаг не должен превышать один год (3-4, 4-5, 5-6 лет).

 

Общие методические требования к занятиям.

1. Занятия проводятся с группой по 10-12 детей.

2. Продолжительность занятия – 30 минут.

3. В занятие следует включать как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, так как ряд требований, например укрепление мышц спины и живота, увеличение подвижности позвоночника, не только совпадают при различных дефектах осанки, но и явля-ются основными на всех этапах тренировки. Индивидуальные упражнения – это несколько подобранных упражнений на коррекцию нарушений осанки в сагиттальной плоскости.

4. Занятие следует начинать с упражнений на суше, а затем перейти к упражнениям в воде.

5. На каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопро-вождение.

6. Занятие должно состоять из трех частей: вводной, основной, заключи-тельной. Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и уп- ражнения по коррекции осанки, и подготовительные упражнения на суше для ного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Осанка – это поза непринужденно стоящего человека без лишнего напряжения мышц, т. е. привычная поза стоящего человека. Именно за привычной позой ре-бенка и надо наблюдать родителям.

 

Детям необходимо как минимум:

1. Обеспечить условия для формирования правильной осанки – прежде всего перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физиче-ское развитие.

2. Знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь.

3. Сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор – позвоночнику.

4. Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специаль-ных упражнений. Их в арсенале лечебной физкультуры очень много. Основным средством профилактики нарушений осанки является ЛФК в со-четании с элементами синхронного плавания, которые включают в себя об-щий режим, специальный статико-динамический режим и лечебную гимна-стику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних ус-ловиях, и в условиях детского дошкольного учреждения.

 

Решаем вместе

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ads on: Special HTML

Последние новости

О правилах поведения в зимний период

  В целях обеспечения Вашей безопасности, сохранения жизни и здоровья, предлагаем ознакомиться с памятками о правилах поведения в зимний период.

24 Янв 2023 Хиты:16 Новости

Подробнее

ГРИПП. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ГРИПП. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Что такое грипп и какие у него симптомы? Грипп - это острая респираторная инфекция, вызываемая различными вирусами гриппа. Наиболее частыми симптомами неосложненного гриппа являются: внезапное начало с лихорадкой, ознобом, головной болью,...

26 Дек 2022 Хиты:32 Новости

Подробнее

Правила пожарной безопасности , будьте аккуратны !

Правила пожарной безопасности , будьте аккуратны !

ПАМЯТКИ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ 

15 Дек 2022 Хиты:44 Новости

Подробнее

осторожно грипп!!!

осторожно грипп!!!

ПАМЯТКИ ЗДЕСЬ

15 Дек 2022 Хиты:52 Новости

Подробнее

Яндекс цитирования