Ассоциация "Попечительский совет"
Стажировочный площадка по ГОУ ДОО
Реклама
Учим звуки. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Ш, Ж, Щ, Ч. |
| Печать | |
При произнесении звука "Ш" губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
При образовании звука Ж" та же артикуляция, что и при образовании "Ш", но голосовые связки вибрируют, т.е. образуется голос.
Звук "Щ" произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении Ш). Язык напряжен. Звук произносится без образования голоса. Сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами.
При произнесении звука "Ч" губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке Ть). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке щ).
Артикуляционные упражнения
Лопатка Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Кто дальше загонит мяч? Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Вкусное варенье Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если язык узкий, похлопать по нему губами: пя-пя-пя, чтобы стал широким.
Фокус Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.
Чашечка Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Пирожок Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными. |
Последние новости
Компенсация родительской платы в 2017г
Новые изменения в части компенсации родительской платы в 2017г https://drive.google.com/file/d/0B-HTGMPVUxKpejIxYUNhMHNqX1U/view?usp=sharing
17 Авг 2017 Хиты:90 Новости
ПодробнееПамятка для родителей по предотвращению несчастных случаев
Дорогие родители! Будьте бдительны! Берегите себя и своих близких! И не забывайте: "Чужих детей не бывает!" Более подробно Вы сможете прочитать далее.. https://drive.google.com/file/d/0B-HTGMPVUxKpWFAyUG1fVFhpNG8/view?usp=sharing
31 Май 2017 Хиты:137 Новости
ПодробнееРазноцветная неделя с 1 июня по 7 июня
Уважаемые родители! Приглашаем Вас на наши мероприятия в рамках разноцветной недели 2017. Участвуйте вместе с нами в конкурсах и остальных мероприятиях. План мероприятий: https://drive.google.com/file/d/0B-HTGMPVUxKpdUU3a2N0a0VSRUE/view?usp=sharing
26 Май 2017 Хиты:237 Новости
ПодробнееМедицинская грамотность в Волгограде
Волгоградский областной центр медицинской профилактики предлагает повысить свою медицинскую грамотность. Более подробную информацию смотрите во вложении. https://drive.google.com/file/d/0B-HTGMPVUxKpZ3RWY0dhYnlkaFU/view?usp=sharing
26 Май 2017 Хиты:230 Новости
Подробнее